Стремление к совершенству
18 августа 2021
Многие создатели акустических систем признают, что большая часть продуктов являются компромиссом, учитывающим такие факторы, как бюджет, эстетика, производственные ограничения и т.п. Искусство инженеров и конструкторов состоит в том, чтобы придумать наилучший возможный продукт в этих заданных пределах, в то же время создавая что-то достаточно коммерческое, чтобы найти рынок.
Но когда разрабатывались оригинальные акустические системы Bowers&Wilkins 801, все подобные размышления были отброшены: инженерам была предоставлена полная свобода действий в ходе разработки самых лучших колонок, которые они вообще смогли бы создать без каких-либо обычных ограничений.
Это было ясно указано в руководстве, сопровождавшем колонки, когда они были выпущены в свет в 1979 году: в нем они описываются как «первая коммерческая попытка разработать и произвести акустические системы, которые отражали бы самые высокие стандарты, достижимые без учета каких-либо, так называемых«практических соображений», которые неизбежно приводят к компромиссам в традиционных конструкциях».
По сути это было заявление, утверждающее основополагающие принципы компании: Джон Бауэрс начал создавать колонки просто потому, что он верил, что может сделать их лучше, чем те модели, которые тогда были представлены на рынке. Еговеличайшее достижение - модель 801, установила планку качества звука почти для каждойакустической системы Bowers & Wilkins на такую высоту, которой нужно было следовать. Она стала результатом четырехлетних исследований, включающих формирование нового мышления в области измерений, конструирования и технологий производства, которое стало основой всего, что делает компания.
Фундаментальным для всей этой работы было тогдашнее инновационное использование компьютерного анализа и моделирования: в наши дни - это основа проектированияакустических систем, но в 1970-х годах, когда разрабатывалась801-я, это было неслыханно, так же как и концепция "численной оптимизации’ вместо множества проб и ошибок. В то время объяснялось, что "путем измерения и сравнения рабочего прототипа схемы кроссовера с компьютерной моделью, мы смогли достичь очень высокого порядка соответствия между идеальной и реальной функцией". Новаторским по сути оказалось и использование лазерной интерферометрии для анализа движения диффузоров динамиков.
Поэтому неудивительно, что 801-е выглядели не так, как остальные колонки на рынке, причем до такой степени, что для тех владельцев, которые считали, что их дизайн и форма слишком подчинены функциям, предлагался дополнительный "капюшон" из пенопласта! Несмотря на прекрасную отделку, особенно высококачественным деревянным шпоном, 801-е выглядели слишком необычно - с их отдельными корпусами для большого 27-см низкочастотного драйвера, 26-мм твитера и 10-см динамика средних частот – и эта тенденция по-прежнему очень заметна в текущих моделях Серии 800Diamond. Такие конструкции компания изучала еще до появления 801-х - в таких моделях, как культоваяDM70 с изогнутым корпусом и отдельным корпусом для СЧ-динамика/твитера, а также DM7, которая стала пионером идеи "твитера-наверху". Это позволило изолировать выход чувствительноговысокочастотного динамика от остальной части колонки, установив твитер в отдельный модуль (такой элемент конструкции по-прежнему
встречается в семействе). Однако модель 801-это именно то место, где все эти инновационные идеи сошлось вместе.
Большой басовый модуль представлял собой герметичную коробку, полностью контролирующую низкие частоты, где бы ни находиласьакустическая система, в то время как готовность инженеров исследовать новые материалы в поисках лучшего качества звука была очевидна в этой отдельной "голове" для высоких/средних частот: спроектированная как можно более инертной, она была изготовлена из комбинации жесткого пластика и "фибробетона" – нечто среднее между стекловолокном и бетоном. Он по-прежнему широко используется в зданиях, где требуются сложные архитектурные формы. Вся «голова» могла также поворачиваться относительно основного корпуса, а органы управления сзади позволяли регулировать уровни высоких и средних частот в соответствии с помещением, в котором использоваласьакустическая система.
Что также неудивительно, так это скорость, с которой 801-е были приняты как любителями музыки, так и профессионалами, благодаря сочетанию превосходного звука и удобных функций, таких как встроенная защита от перегрузки. Эта система контролировала напряжение на каждом драйвере и отключала питание при превышении "безопасных рабочих уровней". Имелсятакже кнопочный сброс, чтобы вернуть колонку – и пользователя – к работе.
Переломный момент для 801-х наступил, когда звукозаписывающая компания EMI приняла их в качестве своего эталонного монитора в студии AbbeyRoad, что привело к тому, что многие другие объекты по всему миру последовали этому примеру. На современном снимке изображена пара 801-х, каждая весом по 47 кг! – установленных на высоких подставках в студии. Сотрудничество между AbbeyRoad и Bowers&Wilkins с продолжающейся установкой последовательных поколений динамиков серии 800-продолжается и по сей день, как и их использование во многих других ведущих мировых звукозаписывающих компаниях.
В 1980-х годах в компании Bowers & Wilkins все больше внимания уделялось исследованиям и разработкам, и поэтому знаменитое исследовательское учреждение Steyning ResearchEstablishment (или SRE) было основано всего через год после выпуска 801-х. Именно оно представляло базу исследований и разработок компании в течение почти четырех десятилетий, прежде чем в 2019 году его заменил гораздо более крупный научный Центр- Southwater ResearchEstablishment - который сокращенно по-прежнему называется SRE!
SRE всегда стремился расширить границы разработки колонок, и в результате его активной работы появились инновации, заново определяющие Серию 800. Например, модель Matrix 801, выпущенная в 1987 году, решала проблему жесткости корпуса и подавления вибраций с помощью конструкции внутреннихкреплений, сформированных из прямоугольной решетки взаимосвязанных распорок, придающихпрочность всему корпусу в трех измерениях. По-прежнему узнаваемаяАС 801, хотя теперь с передним басовым портом фазоинвертора на месте, Matrix 801 будет и дальше задавать структуру всех колонокBowers&Wilkins, в которых широко используется система Matrix. Басовыйдрайвер также подрос: теперь он стал полным 30-см, что позволило снизить нижнюю рабочуючастотудо 20 Гц. Как прокомментировал один рецензент, это было похоже на "пару АС с идеально согласованным и встроенными сабвуферами". В то время как Matrix 800 прошла ряд итераций в следующем десятилетии, включая ее расширение до полной сериимоделей - от небольшой полочной 805-й до флагманской напольной 801-й, еще более радикальные изменения планировались за закрытыми дверями лабораторий в Стейнинге. Намек на то, что там происходило – потрясающе впечатляющий намек появился в виде скульптурно оформленной АС Nautilusв 1993 году. Ееформаотражаетконцепциюдемпфирующихнагрузочныхтрубдляконтролятыловогоизлучениядрайверов, приэтомбасоваясекциязавивается, какраковина моллюска (наутилуса), откоторогоонаполучиласвоеназвание.
Классика дизайна? Определенно да, причем такая, которая все еще изготавливается вручную в очень ограниченном количестве, наряду с колонками Серии 800 Diamond на заводе Dale Road в Уорсинге, в Великобритании. Но Nautilus оказался не просто поразительным: технология, лежащая в его основе, должна была повлиять на конструкции всего ассортимента акустики компании, о чем стало известно, когда пять лет спустя появилась серия Nautilus 800.
Да, новые колонки были легко узнаваемыми потомками оригинала – но и только: основной корпус приобрел более мягкую изогнутую форму, в комплекте с направленным вниз басовым портом, а на его плечах сидела почти шаровидная «голова», содержащая среднечастотный динамик, частично погруженная в басовый корпус и изготовленная из «марлана» (Marlan) -еще одного из тех материалов, которые чаще встречаются в строительной индустрии: вспомните керамические раковины и краны типа "все в одном".
Поверх этого был отдельный модуль твитера, более похожий на модули "твитер-наверху" 1970-х годов, но здесь он был удлинен сзади, образуя "нагрузочную трубу Наутилуса". Также предвосхищая то, что должно было произойти позже, акустическая система сидела на массивном металлическом основании, через которое выходил порт фазоинвертора, и внутри которого находились компоненты кроссовера, соответствующим образом изолированные от мощных басов. Басы выдавал композитный 38-сантиметровыйдиффузор, изготовленный из бумаги/кевлара в Nautilus 801 или же пара 25-сантиметровых басовых драйверов флагманского Nautilus 800.
К тому времени колонки стали несколько тяжелее, чем оригинальные 801, к примеру, Nautilus 800 весил почти 125 кг. Было выпущено целое семейство, вплоть до компактной полочной Nautilus 805, тонкой Nautilus SCM1 и пары соответствующих центральных колонок для многоканальных систем – и все с этим твитером Nautilus.
Следующим был еще один замечательный прорыв: алмазный купол твитера, образованный химическим осаждением углерода в паровой фазе, команда инженеров из Стейнинга выбрала его как оптимальный материал для твитеров, благодаря предельной жесткости и легкости. Эти алмазные твитеры были настолько революционными по своим характеристикам – предлагая частоту первого резонанса более 70 кГц – что дали свое название оригинальным АС серии 800 2005 года, которые затем были заменены в 2010 году рядом модернизированных моделей спецификации "D2".
Наконец, в 2015 году, пришло время для следующего крупного прорыва: в новой серии Diamond 800, или D3 от динамиков до геометрии корпусов - каждый основной компонент был переосмыслен и изобретен заново.
Действительно, все, вплоть до крепежных винтов, было совершенно новым. Турбинная «голова», в которой находится среднечастотныйдрайвер, теперь была изготовлена из цельного массива металла, в то время как оболочка твитера также былавыточена из алюминия, одновременно корпуса старших моделей – 800, 802 и 803 – приобрели гораздо более скульптурную форму. Они были сформованы с использованием технологии "обратного изгиба" на фабрике в Уорсинге, в которой множество слоев бука спрессовываются под воздействием тепла, образуя переднюю стенку и боковые стороны корпуса - как единое целое - для большей жесткости, а затем соединяются сзади металлической пластиной, которая дополнительно скрепляет корпус(вместе с внутренней матрицей распорок) и действуя как радиатор для установленных на нем компонентов кроссовера.
Динамики в моделях D3 также были новыми: твитер представлял собой усовершенствованную версию алмазного купола, а диффузор Continuum среднечастотника был изготовлен из тканого материала, разработанного собственными силами. МатериалContinuum, наконец-то, заменил желтый кевлар, который можно увидеть в более ранних моделях вплоть до оригинального 801-го. А басовые драйверы? Что ж, басы выдает композитный диффузор аэродинамического профиля, так называемыйAerofoilиз-за крылоподобного поперечного сечения: во флагмане 800 D3 два драйверапо 25 см, что позволяет ему выдавать басы вплоть до 15 Гц, чему способствует также технология Flowport с направленным вниз портом фазоинвертора.
В заявлении о выпуске серии D3 в 2015 году говорилось, что:«…800 D3 создана на базе технологических инноваций. И в этомпроцессе был заново переписан свод правил по проектированиюакустических систем. Будущее акустических технологий начинается здесь».
Прошло шесть лет, а будущее опять только начинается…